САЙТ НИКИШИНА
«Пристрастие к коллекционированию — первая ступень умственного
расстройства», — изрек как-то Оноре Бальзак. Я с ним согласен «на все сто»,
как говорит герой романа М.Булгакова. Только сумасшедшие могут копить то,
что выброшено здоровой частью человечества на помойку, подавая это
как величайшую драгоценность.
Александр Никишин, коллекционер. Чем и горжусь.
Главная страница | День за днем | Видео | Проекты | Мои книги | Кто такой Александр Никишин? | Написать письмо

Неизвестный Александр Дедюшко

3 ноября 2007 года в автокатастрофе на 109−м километре трассы Уфа-Москва в районе г. Петушки погибли удивительный актер, Александр Дедюшко, его жена и восьмилетний сын Дима. Год спустя, в ноябре 2008 года Дедюшко предстал перед телезрителями России в своей последней кинороли спецназовца Албанцева.

Ворвавшись, словно комета в конце 90−х годов в российский кинематограф, Дедюшко  создал уникальную галерею образов, в том числе и истинно русских офицеров, неподкупных, принципиальных, честных, смелых, готовых ежечасно отдавать свои жизни за лучшие идеалы. Гибель Дедюшко потрясла всех. Верилось, что он, как и герои его сериалов, всегда выйдут живыми и здоровыми из самых жестоких испытаний. Но кино – это кино, а жизнь распорядилась иначе и «русский Джеймс Бонд», как его окрестила пресса, погиб в рассвете лет и творческих сил, неожиданно, страшно и нелепо. На его похороны друзья и поклонники объявили сбор пожертвований – не было денег, ведь он собирался жить долго и как настоящий герой не прятал деньги в кубышку, жил работой, семьей, будущими ролями.

После трагической гибели Александра Дедюшко был создан сайт www.dedjushko.narod.ru, который открывался отрывком из его ноябрьского (опять он, злополучный ноябрь!) интервью 2006 года: «…Хотелось бы оставить след в истории театра, кино, телевидения». Кто бы спорил: Александра Дедюшко никогда не забудут, как не забудут и его ярких ролей, удивительных героев. А мальчишки будущих поколений наверняка возьмут в пример  героев его фильмов.

В годовщину гибели артиста я хочу рассказать о неизвестном Александре Дедюшко. О том, каким узнал его я за несколько лет до гибели. В фильмографии А.Дедюшко начала «нулевых» годов есть мимолетные слова: жизнь заставляла сниматься и в телевизионной рекламе. Вроде как зряшная трата творческих сил, просто заработок. Но если меня спросят: какая, на твой взгляд, самая яркая роль была у Александра Дедюшко, я отвечу, не задумываясь – в телерекламе книги «Русский характер» о Владимире Петровиче Смирнове, сыне «короля русской водки» Петра Смирнова.

Семья Петра Арсеньевича Смирнова Стенд Петра Арсеньевича Смирнова на Нижегородской выставке поражал размахом Смирновы умело и оригинально рекламировали свой товар
Семья Петра Арсеньевича Смирнова. Второй слева – сын Владимир, второй справа – сын Петр. На даче в Сокольниках. Начало ХХ века. Стенд Петра Арсеньевича Смирнова на Нижегородской выставке поражал размахом. «Молодец, Смирнов, по-русски!» — так отметил винзаводчика император Александр III, посетивший выставку. Конец ХIХ века. Смирновы умело и оригинально рекламировали свой товар. Даже привлекали к этому делу дрессированных медведей. Начало ХХ века..

Владимир Смирнов был одним из пяти сыновей П.А. Смирнова. После смерти отца,  получив свою долю наследства, он занялся разведением орловских рысаков, построил конюшню на Скаковой улице в Москве. Его знаменитый Пылюга выиграл для  Владимира Петровича с десяток призов на Императорских дерби. Но наступил революционный 1917 год. Владимир Смирнов попал в ЧК, где от него требовали «вернуть народу награбленное добро». Ему всегда везло в жизни, повезло и на этот раз: он бежал в Белую армию. В Крыму был опять захвачен «красными». Над сыном «водочного Наполеона» издевались долго: в течение пяти дней водили на расстрел, ставили к стенке. Комиссар командовал — сперва: «Заряжай!», а потом: «Отставить!». Плевал Смирнову в лицо, обещая расстрелять «на утренней зорьке». Конница генерала Шкуро, ворвавшись в местечко, освободила Владимира Смирнова. На корабле Белой армады с тысячами таких, как он, Смирнов покинул Россию. В Константинополе бывший миллионер, известный коннозаводчик, оказался без копейки денег и даже хотел застрелиться. Но природный смирновский оптимизм отвел беду. В поисках средств к существованию, решил возобновить выпуск «смирновской» водки. Своей рукой рисовал этикетку, создал для нее бутылку. Так началась история Smirnoff. Владимир Петрович выпускал свою водку в расчете на офицеров белой эмиграции. Но у русских денег было мало, а турки пили свою араку. Потом, спасаясь от турецких событий, переезжает во Львов, оттуда – через Варшаву и Прагу — во Францию, где в местечке Курбевуа под Парижем арендовал водочный заводик. Умер он в Ницце в 1934−м, подписав с американцем Р.Кунеттом договор о производстве «смирновской» на территории США. Законность этого шага теперь оспаривают многие ныне живущие Смирновы. Считают, что даже в эмиграции, под угрозой голодной смерти, не имел права пользоваться торговой маркой отца.

Владимир Петрович Смирнов Владимир Петрович с женой и сыном на даче в подмосковной Шелковке Валентина Пионтковская, эстрадная певица Владимир Смирнов с сыном
Владимир Петрович Смирнов. Сын «короля русской водки» Петра Арсеньевича Смирнова. Фотография начала ХХ века. Роль Владимира и играл Александр Дедюшко в рекламном фильме. Согласитесь, поразительное портретное сходство! Начало ХХ века. Владимир Петрович с женой и сыном на даче в подмосковной Шелковке. До революции, которая разлучит его с Россией, спалит имение, уничтожит его элитных орловских скакунов (пьяные матросы перережут им сухожилия), еще целых двенадцать лет. Начало ХХ века. Валентина Пионтковская, эстрадная певица. Ради любви этой томной красавицы Владимир Смирнов бросил жену и сына. Начало ХХ века. Владимир Смирнов с сыном. Они расстанутся через несколько лет и уже навсегда. Начало ХХ века.

Потомки самого В.П. Смирнова отметают эти претензии, т.к. в эмиграции уже не действовали законы Российской империи. У них же теперь претензии к американским владельцам Smirnoff, которые, по их мнению, нарушили все условия договора, в котором было сказано, что розлив и производство водки В.П. Смирнова должно было проходить лишь под его личным контролем. Теперь они хотят потребовать у американцев компенсацию за использование марки. В 1933−м, будучи уже тяжело больным, Владимир Петрович надиктовал жене Татьяне Макшеевой воспоминания о прожитой жизни, которые и вошли в мою книгу «Русский характер». Изучая их, я проникся к Владимиру Смирнову огромной симпатией и состраданием. В СССР остался его сын, который будет арестован и проведет многие годы в сталинских лагерях, остался любимый брат Николай, судьба которого сложится не менее трагично. Да и жизнь Владимира Смирнова в эмиграции складывалась очень не просто.

Я за тебя жизнь отдам. Или убью.Я не принимал участие в кастинге актеров для участия в телерекламе книги, и, увидев Дедюшко в роли Смирнова, был просто поражен: это был настоящий Смирнов, во всяком случае, именно таким я его себе и представлял. Удивительное портретное сходство – это еще пол-дела. От Дедюшко, например, в сцене расстрела Смирнова шла такая  неукротимая энергия, что создавало просто фантастическую житейскую достоверность происходящему на съемках. Это было удивительное, ни с чем не сравнимое чувство! Я словно бы стал свидетелем реальных событий. Смирнова, избитого в кровь, выводят на расстрел. «Креста на вас нет», — говорит он своим палачам. Пожилой чекист поворачивается к комиссару: «Не надо, комиссар». Затянутый в кожу куртки, перетянутой ремнями, он растерянно держит в руке револьвер, озираясь по сторонам. В реальной жизни чекисты вели Смирнова на расстрел в предгорьях Машука. Он шел в рубахе, распахнутой на груди, пел веселые песни, шутил, рассказывал своим палачам веселые анекдоты. Те пожалели «веселого барина» и расстрел не состоялся. Вернулись назад, чтобы выслушать грязную брань от комиссара: «Да я вас с ним вместе — всех — расстреляю!».

В день, когда снимали сцену расстрела, я не успел познакомиться с Дедюшко. Эпизод отнял у него все силы, и он уехал домой отсыпаться. Знакомство состоялось на съемках другого эпизода: ночью в дом Владимира Смирнова врываются чекисты. Комиссар видит старинную икону в драгоценном окладе и приказывает ее «реквизировать». Но на пути чекистов встает Смирнов. Он просит не трогать отцовскую реликвию. Его бьют, валят на пол. Он встает на колени: «Можете меня убить, но икону я вам не отдам». Комиссар сдирает с иконы дорогой оклад и кидает ее в Смирнова. Икона падает, раскалываясь надвое. Владимир Петрович бросается подбирать обломки, отталкивая чекистов. Позже он увезет икону за границу, и она будет сопровождать его во всех  заграничных мытарствах. С ней его проводят и в последний путь. Дедюшко, выслушав мой рассказ, спросил: «А где могила Смирнова?». На французском кладбище Ниццы, похоронен он в большой братской могиле, ответил я. «Как — в братской, почему?» — поразился он. Я пожал плечами: видимо, у его вдовы не было средств. Помню вдруг побелевшее лицо Дедюшко, ту гамму чувств, что отразилась в его глазах: боль, сострадание, растерянность. Видимо, теперь он по-другому увидел и свою роль, и своего героя.

Рецепт водки Владимира Смирнова, написанный его рукой Отчет 1933 года о проданных партиях Сын Владимира Смирнова - Владимир Владимирович Жена и дочери Владимира Владимировича Смирнова
Рецепт водки Владимира Смирнова, написанный его рукой. Водка носила название  «Одеколон тройной». Выпущена была в Константинополе в 20−е годы. На заводе под Парижем Владимир Смирнов выпускал свою водку для русской эмиграции. Отчет 1933 года о проданных партиях. Ровно через год Смирнов умрет в Ницце. Сын Владимира Смирнова — Владимир Владимирович. В СССР он закончил институт, стал профессором, специалистом по танковой броне. В 1940 году попал в сталинские лагеря, ответив за отца-эмигранта. Табуретом убил уголовника, терроризировавшего барак с «политическими». Жена и дочери Владимира Владимировича Смирнова. Близнецы Галя и Кира о дедушке  знают только по воспоминаниям тех, кто его знал. Фото сделано незадолго до войны с гитлеровской Германией.

Реальный сын Владимира Смирнова ВолодяТот эпизод, к сожалению, не сняли. Дедюшко очень переживал, ходил недовольный, раздраженный. Легко понять его состояние.  Жанр телерекламы, где все рассчитывалось  по секундам, не давал простора таланту настоящего драматического героя. «Не понимаю, — говорил он, — почему не снять настоящий фильм о Смирнове? Снимают «чернуху», а тут такой человек, такая уникальная судьба». Я пожал плечами: Александр, он же производил водку, а не картины писал, как Фрида Кало. А водка у нас под запретом. Пить – пьем, но говорить об этом, а тем более снимать про нее кино – извините. Как историк водки я с этим сталкиваюсь постоянно. «…Но, черт побери,  ведь это не про водку! – горячился он. – Это же про нашу историю, нашу русскую эмиграцию!». А потом и он столкнулся с запретами на алкоголь. Снимали эпизод «Водочный завод Смирнова в Курбевуа под Парижем». Двое, судя по всему, личности темные, колдуют в подвале возле бочек. Распахивается с треском дверь, буквально влетает Смирнов. В длинном пальто, в шляпе. Глаз – бешеные. «Это – что?» – хватает он мутную бутылку со «смирновской» этикеткой. «Смирновъ!». «Это пойло, а не «Смирнов»! – кричит он в раздражении и кидает бутылку в стену. Но бутылку приказали «вымарать» — хоть и антиреклама, но – водка. Переснимали несколько раз. В завершающем сюжете бутылки не было. В первом кадре — рука Смирнова, в другом – звон и россыпь стеклянных осколков: Это не Смирнов»! Мальчишки во дворе, сам слышал, кричали, играя в футбол: «Это не Смирнов!», сильный вышел эпизод, запоминающийся, «классический».      

Настоящий фильм про историю Владимира Смирнова, его отца, о котором мечтал Александр Дедюшко, не снят и по сей день. Уже, видимо, и не снимут, ведь больше нет человека, который сумел бы так ярко сыграть эту роль, как это сделал Александр Дедюшко, актер удивительного дарования, потрясающий мастер киновоплощения. 

«…Хотелось бы оставить след в истории театра, кино, телевидения», — сказал он когда-то. Но свой след, быть может, сам о том и не думая, он оставил и в истории русской водки, национального российского продукта, среди самых ярких производителей которого была и семья П.А. Смирнова.     

Приложение.    

Предлагаю вашему вниманию рекламный видеоролик книги «Смирнов. Русский характер». Он состоит из семи сюжетов.

  1. Сюжет 1. «Снять смену с завода!». Кулачный бой с участием «смирновских» рабочих.
  2. Сюжет 2. «Молодец Смирнов, с размахом, по-русски!». Александр III посещает стенд П.А. Смирнова на выставке в Нижнем Новгороде.
  3. Сюжет 3. «Поставщик императорского двора! Тебе продолжать дело отцовское». П.А. Смирнов и его сын Владимир.
  4. Сюжет 4. «Я за тебя жизнь отдам. Или убью». Владимир Смирнов (актер А.Дедюшко) и певица Валентина Пиотковская.
  5. Сюжет 5. «Креста на вас нет». Сцена расстрела В.П. Смирнова (актер А.Дедюшко).
  6. Сюжет 6. «Это не Смирнов!». На водочном заводе под Парижем В.П. Смирнов (актер А.Дедюшко) проводит «инспекцию».
  7. Сюжет 7. На пароходе, уплывающем в Константинополь. В.П. Смирнов (актер А.Дедюшко) прощается с родиной.  

Обложка книги СМИРНОВ. РУССКИЙ ХАРАКТЕР. Дом Петра Арсеньевича Смирнова на Пятницкой улице в Москве Владимир Смирнов в эмиграции. Этикетки для водки, созданные Владимиром Смирновым в эмиграции
Обложка книги «Смирнов. Русский характер». В ее телевизионной рекламе и снимался Александр Дедюшко. Дом Петра Арсеньевича Смирнова на Пятницкой улице в Москве. Здесь же родился и жил Владимир Смирнов. Владимир Смирнов в эмиграции. На борту корабля, плывущего во Францию. Фотографии городов Европы, куда забрасывала его судьба. Начало ХХ века. Этикетки для водки, созданные Владимиром Смирновым в эмиграции. В Париже он открыл русский хор, устраивал благотворительные концерты. На фото он в боярском наряде.

П.А.Смирнов (в центре фото) с рабочими своего завода на Пятницкой. Сюжет кулачного боя (Снять смену с завода!) - про них. Начало ХХ века.В качестве пояснения к сюжету «Кулачный бой», приведу отрывок из книги Владимира Петровича Смирнова «Русский характер»: «…Мой отец был снисходителен к подчиненным.  Служащие и рабочие любили и уважали его, исполняя приказания не за страх, а за совесть. Помню такой случай: как-то зимой были у нас гости. Сидели в зеленой гостиной, пили чай. А на замерзшей Москва-реке происходил кулачный бой: стенка против стенки шла. Начинали мальчики-подростки, старшие наблюдали, потом сами загорались и ввязывались в кулачный бой, причем строго соблюдались правила: не бить ниже поясницы и не бить лежачего. Моя любимая красавица матушка Мария Николаевна была третьей женой овдовевшего Петра Арсеньевича и значительно моложе его. Она окончила в Москве один из институтов благородных девиц; стало быть, гости ее, по выражению прислуги, были «алистократия». И вот, шел легкий светский разговор. Мы, дети, брат Николенька  и я, сидели чинно под наблюдением гувернантки. Батюшка, как всегда, был любезен и остроумен. Вдруг распахивается портьера, слышатся возбужденные голоса, лакей кого-то не пускает, но летит в сторону: врываются двое рабочих в верхней одежде. У одного к тому же глаз подбит, у другого щека в крови. Бросаются оба к отцу: «Отец одной, Петр Арсеньевич! Батюшка! Прости, Христа ради, что посмели тебя побеспокоить! Только дело-то уж очень спешное. Разрешите, Петр Арсеньевич!..». Отец встал в тревоге, мать вскочила в ужасе, гости наши были в оцепенении. Мы с Колей сорвались с места и, несмотря на протест гувернантки, подбежали к рабочим. «Да в чем дело? Говорите скорей!» – встал из-за стола Петр Арсеньевич. «Наших – смирновских, — бьют, Петр Арсеньевич! Вот те крест, без подмоги нам не справиться. Льянозовские гуртом на стенку вошли, а наши силачи, как на грех, на заводе работают, мол, заказ есть спешный, а их-то, льянозовских, втрое против наших…». «Как? — перебил батюшка гневно. – Наших бьют? Не бывать тому!». Он тотчас же распорядился позвать управляющего и послать рабочих на Москва-реку.    ; «Чтоб все желающие туда шли! Да живо! И силачи – чтоб впереди! Мыслимое ли дело, чтоб наших побили?». «Так ведь, Петр Арсеньевич, тех-то льянозовских, втрое больше…». «Ну, ладно, ладно. Ступайте обратно. Со свежей помощью одолеете противника. Коли победите, будет всем от меня угощение, а завтра – платный отпуск до 2−х часов дня». Прищурился батюшка с хитрой улыбкой: «А коли вас побьют, — всех оштрафую!». «Ур-ра, Петр Арсенич, ур-ра! Не сумлевайтесь, не подкачаем!». И верно. Поздним вечером явились к отцу представители наших победителей: все с расквашенными носами, но гордые и веселые. Были они награждены деньгами, водкой и закуской. Отец-то мой радовался, как ребенок: «Наши, «смирновские», не осрамились, показали себя!». Управляющий, вызванный в кабинет, получил от него разнос: «Ты что это?! Наших хотел посмешищем сделать? Раз уж рабочие затеяли кулачный бой, так это для них – вопрос чести! Стало быть, отпускай их с завода и делу конец!». «Да ведь, Петр Арсеньевич, убытки-то какие! Заказ спешный надо выполнять, Вы ж первый с меня спросите, сверхурочные часы плати, а тут цельный день пропадает!». Помню веский ответ батюшки: «Насчет заказа я попрошу, наши выполнят. А убытки? Сколько ни копи, в могилу с собой не возьмешь. А сраму не обобрались бы, это тебе похуже убытков…».


Все темы и размышления

 


К коллекционерам!
Обращение Александра Никишина


Водка Алконост
Моя коллекция торговых марок — Водка Алконост


Коньяк Готье
Моя коллекция торговых марок — Коньяк Готье


Музей подводного флота в Тушино
Музей подводного флота в Тушино
Виртуальная экскурсия!


Наполеон глазами русских
Наполеон глазами русских


Водка Арсеничъ
Моя коллекция торговых марок — Водка Арсеничъ


Наполеон и русские
Проект будущего музея «Наполеон и русские»
Виртуальная экскурсия!


Строим Народный музей Олимпиады-80!
Строим Народный музей Олимпиады-80!


Национальный музей Русской Водки
Национальный музей Русской Водки
Виртуальная экскурсия!


Инкубатор
А.Никишин "ИНКУБАТОР" повесть

2008-2012 © Александр Никишин
Любое использование материалов допускается только с согласия автора.
Создание сайта — beonweb